Elena Shmyreva (elena_shmyreva) wrote,
Elena Shmyreva
elena_shmyreva

«О, сколько нам открытий чудных…»

К «Пиковой даме» эти слова имеют отношение по двум причинам: это Пушкин и фразу про открытия можно прилепить практически к любой теме. Шла в оперу, зная, что автором музыки является П.И.Чайковский, а сюжет взят у А.С.Пушкина. Открываем программку и видим, что либретто написано М.И.Чайковским. Для меня это было открытием номер один. Не ведала, что у Петра Ильича был брат Модест. О нем, конечно, отлично знают работники дома-музея Чайковского в Клину, ведь именно благодаря его усилиям, этот музей был открыт, но я-то там не бывала… Вот этот человек, начавший карьеру как музыкальный и театральный критик, занимавшийся переводами Шекспира, писавший пьесы, ставившиеся в академических театрах, таких как Малый и Александринский, и переработал произведение Александра Сергеевича для придания сюжету оперного вида. Кстати, либретто к «Иоланте» тоже он создавал. Но в тени старшего брата затерялся. Этими строками пытаюсь стереть пыль забвения с его имени.
А что же Пушкин. Что его подвигло на написание. По воспоминаниям современников Пушкину рассказал о подобном случае со счастливым финалом князь Голицын Сергей Григорьевич. Проигравшись, он пришел просить взаймы денег у своей бабки, но та вместо денег поделилась с внуком тайным советом, полученным ею в Париже от графа Сен-Жермена: сделать ставку на три карты. Голицын воспользовался советом и отыгрался. Многие увидели сходство между старой графиней, описанной Пушкиным, и реальной княгиней Натальей Петровной Голициной, известной в свете под прозвищем Princesse Moustache (усатая княгиня).
Как играли? Тут никакого ума, только везение.
В игорном доме между малознакомыми людьми (именно в таких условиях играют Герман и Чекалинский), с тем, чтобы обезопасить игроков от шулерских приёмов использования «порошковых» или «краплёных» карт, «передёргивания»=задержки нужной карты, пользовались двумя новыми колодами, стасованными на фабрике и запечатанными государственной бандеролью.
Игрок (понтер) выкладывал задуманную карту из своей колоды, не открывая рубашкой вверх, а банкомет, перетасовав колоду, начинал раскладывать ее поочередно направо и налево. И, когда карта, аналогичная выбранной игроком, выходила на ту или другую сторону, игрок ее открывал. Если такая же, как у игрока, карта ложилась направо от банкомёта, выигравшим считался банкомёт, а если налево – понтер. Ставка считалась разыгранной выходом поставленной карты, за ней следовала другая ставка. Талья (метание колоды) продолжалась до тех пор, пока банк не «срывался», т.е. полностью проигрывался банкомётом, или пока понтирующие не отказывались делать ставки. Ясно, что выиграли все три карты, названные призраком, в том числе и туз: «…направо легла дама, налево туз». Катастрофа произошла потому, что Герман по ошибке достал из колоды вместо туза даму, по игровой терминологии тех лет «обдернулся».
Фото взято с сайта театра
И еще из ранее неизвестного для меня. Опера на сюжет «Пиковой дамы» в 1850 году появилась в Европе. Автором музыки был француз Жак Франсуа Фроманталь Эли Галеви, который вдохновился переводом Проспера Мериме. В 1862 году еще один европеец австриец Франц фон Зу́ппе́ пишет оперу на этот сюжет «Карточный игрок» (Die Kartenschlägerin,). Тема не дает покоя композитору, и 1864 году Die Kartenschlägerin переделывается им в «Пиковую даму» (Pique Dame). И лишь весной 1890 году во Флоренции появляется русский вариант, созданный П.И.Чайковским. А уже осенью того же года состоялась премьера в Мариинском театре.
А теперь от открытий к впечатлениям. Если свести к одному слову - ДОСТОЙНО. Тут и замечательное помещение самого Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и роскошная сценография, великолепный свет, оркестр, заливающий душу волнами музыки Чайковского, хоровая и балетная группы, и конечно певцы исполнители главных ролей. Опасалась, что образы, создаваемые артистами на сцене, будут не совпадать с воображаемыми героями, рисуемыми после прочтения Пушкинской повести. Но нет, поверила. Герману в исполнении Нажмиддина Мавлянова (в нем действительно есть что-то от Наполеона, как описывал его Пушкин). Лизе – Елене Безгодковой (тут если и есть неверие, то исключительно к Модесту Ильичу. Лиза девушка сильная, раз решается написать приглашение Герману, а как только понимает, что не она сама привлекает внимание Германа, бросается в реку. Пушкин был милосерднее). Поверила совершенно потрясающей графине – Оксане Корниевской. Вот тут как раз больше веришь режиссеру-постановщику Александру Тителю, а не Александру Сергеевичу и М.И.Чайковскому. В современной версии графиня умирает не от испуга, а от сердечного приступа. Просто судьба. Роковой час пришел. Так демонически смеяться в лицо человека, направляющего в ее лицо пистолет, может только женщина, много повидавшая в своей жизни, которой смешны угрозы. Она сильнее Германа, а будь по-иному, вряд ли бы граф Сен-Жермен открыл бы ей тайну трех карт. Второе отделение пролетело для меня на одном дыхании. «Вся наша жизнь – игра!» И в нас живет это томление предугадать, какую карту выложит тебе судьба. Знаешь, что последней для Германа окажется пиковая дама, но до последнего момента надеешься на туза. В колоде МАМТа «ПИКОВАЯ ДАМА», безусловно, козырная карта. Спасибо за эту великолепную талью театру, огромная благодарность и организаторам сообщества Люблю Москву, которые проинформировали и пригласили на спектакль
#люблюмоскву, Команда MOSLUB, Люблю Москву



Tags: #люблюмоскву, #театр, @moskvalublu, Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments