elena_shmyreva

Кулинарный мастер-класс от ШСП

Неделю назад  в  театре Школа Современной Пьесы смотрела пьесу Людмилы Улицкой в постановке Иосифа Райхельгауза "Русское варенье". 

С первых же минут понимаешь, что без Чехова тут не обошлось. Это и прямые указания в виде портрета Антона Павловича, и более тонкие аллюзии в виде выбора места действия: родового гнезда - старой, разваливающейся, пережившей не одно поколение дачи в академическом поселке; главных героев — интеллигентной семьи, члены которой могут красиво рассуждать, но совершенно не способны к простому ремеслу да и к финансовой деловитости. 

Фото с сайта театра

Но если у Чехова задаешься вопросом, почему "Вишневый сад" КОМЕДИЯ, в диалогах и сюжете "Варенья" такого вопроса не возникает. Идейно очень похоже на Чехова, но доведено до абсурда, а потому весело. Все разваливается в прямом и переносном смысле: разваливается дом, отказывают электричество и канализация, соседи продают свои участки, нет денег на ремонт и нормальное существование; но вместо чеховского "надо работать", слышишь от молодого поколения: "работать? ..неееет!"  

От главы же семьи, а ей является мать семейства Наталья Ивановна (Татьяна Васильева),  в первые минуты действия следует реплика: "Всю жизнь я работаю, как ломовая лошадь.."  Оно конечно, каждый труд почетен. И лишь несколько позже мы узнаем, что Наталья Ивановна занимается переводом многотомного издания женских романов своей снохи (кажется на момент пьесы ей закончен 15й том).

А что же варенье? Это проект семьи выйти из финансового кризиса. Варить его собирается Мария Яковлевна (Елена Санаева). Она сестра покойного мужа Натальи Ивановны, домоправительница и приживалка. Единственная, кто что-то может в доме делать руками. Ну, и что, что в варенье попала мышь? Надо еще раз продукт прокипятить и освятить... Отличный рецепт.

Собственных вишен нет, как и яблонь, которые то ли засохли, то ли замерзли. Но это диалектический материализм, который когда-то преподавал  брат Марии Яковлевны. "А диалектика в том и заключается, что все в  развитии… что вчера было хорошо, то сегодня плохо…. Что сегодня хорошо,  завтра опять плохо… Все в развитии… Все хуже и хуже… "

Гротескные ситуации, интересные узнаваемые герои. Мы живем в этом мире рядом с ними. И нам не грустно, несмотря на все тридцать три несчастья. Сказочный эпилог добавляет позитива. Пьеса из тех, про которые говорят: вы сделали мой день! Да, да, сделали все: и драматург, и режиссер, и, конечно, артисты. Огромное спасибо за приглашение Сообществу Люблю Москву. Порадовали в очередной раз.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded