elena_shmyreva

Categories:

Драматургия без ДНК-тестов

Жизнь — лучший романист. Пара недоказуемых фактов — и можно писать занимательную пьесу. Вот только судьба этой пьесы может не совпасть с линией действующей власти, видящей во всем намеки на современность,  и произведение надолго ляжет под сукно. Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу «Кабала святош» о жизни Мольера в 1929 году. С большими трудностями первая постановка увидела свет в 1936 году во МХАТе, но после 7-и успешных прогонов спектакль был снят с репертуара. Почему? Платон Керженцев, председатель Комитета по делам искусств, направил Сталину и Молотову докладную записку, в которой разоблачил «тайный политический замысел» Булгакова — провести аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата.

Мольер (Андрей Егоров), Людовик Великий (Николай Лазарев)

Еще в только готовящемся к постановке варианте пьесу ругали за то, что Булгаков показывает Мольера простым человеком, а не борцом и писателем.

К чему зрителю пьеса о жизни драматурга Мольера, когда есть пьесы Мольера? 

Первым постановщиком пьесы был Станиславский. По воспоминаниям актеров от 1934 года: «он пытался репетировать с актерами какую-то другую, свою, воображаемую пьесу о «гениальном Мольере» и его борьбе с королем и церковью, пьесу, скорее всего, историко-биографического характера. Поэтому его сплошь да рядом не устраивало то, что было написано Булгаковым, и он требовал от него (на пятом году работы над спектаклем!) бесконечных переделок и дописок»

Почему так долго пишу об истории произведения, потому как постановка Центрального академического театра Российской Армии, которую смотрела, представлена в рамках Фестиваля им. М.А. Булгакова "Рукописи не горят" этого года.

Жан-Жак Бутон (Константин Денискин)

В спектакль, поставленный режиссером Борисом Афанасьевичем Морозовым, включен и пролог романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера».  

Само действие пьесы охватывает период с 1662 года, когда сорокалетний Мольер, добившийся признания и материальной стабильности на театральных подмостках, женится на актрисе своей труппы двадцатилетней Арманде Бежар, до момента его кончины в 1673 году. 

Захария Муаррон (Роман Богданов), Маркиз де Шарон (Сергей Смирнов)

История, рассказанная Булгаковым, драматургически построена крайне красиво. Мольер наблюдал жизнь и в фарсовом виде помещал в свои пьесы. Поэтому нет ничего удивительного, что события его собственной жизни стали увлекательной пьесой.

Мольер (Андрей Егоров)

Здесь есть место служакам-болванам, красавицам, шарлатанам, героям-любовникам, неверным женам, святошам, прикрывающимся высокими словами о вере, и миру реальной власти короля.

Людовик Великий (Николай Лазарев), Мадлена Бежар (Наталья Аристова)

Самое большое напряжение вносит вопрос: а была ли Арманда Бежар - воспитанница и супруга - дочерью Мольера. До сих пор не найдено церковных записей о ее рождении, а досужие домыслы и расчеты допускают такую возможность. Булгаков воспользовался легендой и создал свой вариант биографических событий. 

Интригующий вариант. И не менее правдоподобный, чем вот такое, выловленное по поисковому запросу в интернете: «Свадьба не поддавалась  огласке, поэтому на торжество были приглашены только самые близки друзья  и родные люди. К слову, родители невесты не были довольны выбором своей  дочери всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако она  не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила  общение с матерью и отцом.» Особенно радует «прекратила общение с отцом», когда своего официального отца она точно не знала, по тому как тот умер незадолго до ее рождения, то есть лет этак за 20 до свадьбы. А вот с официальной матерью Марией Эрве-Бежар, которая была в контакте с труппой Мольера до самой своей кончины в 1970 году, поскольку все ее дети были артистами данного сообщества, вероятно сложно было не общаться.

В наше время сюжет несколько лет  крутили бы по ТВ и с помощью ДНК-тестов все-таки выяснили истину. Но нам остается читать историков, сопоставлять косвенные свидетельства развенчивающие данную гипотезу, и с удовольствием отправляться в мир театральных иллюзий, построенных на такой колкой теме.

Добавляет интриги противостояние Мольера с епископом Парижа, в связи с запрещением «Тартюфа». Общество Святых Даров, после «Тартюфа» выбивалось из сил, чтобы опорочить Мольера.

О постановке в целом: она красива и зрелищна. Не знаю, как играли современники Мольера, но актерам ЦАТРА крайне идут их роли.

Трудно выделить кого-то одного и не упомянуть остальных. Замечателен Андрей Егоров в роли Мольера. Безмятежен и великодушен Николай Лазарев в роли Людовика Великого. У меня не состыковалось, по каким причинам булгаковский Мольер так яростно выступает против своего покровителя («столько лет лизал шпоры») Можно понять уважаемого мэтра, который в силу происхождения вынужден расшаркиваться перед вышестоящим сословием. Кроме того король на 15 лет младше и не достиг пока вершин правления, но уж слишком эмоционально звучит негодующая заключительная речь Мольера. И это в ответ на фразу короля: «запрещаю  играть  "Тартюфа".  Только  с  тем,  чтобы  ваша труппа не умерла  с  голоду,  разрешаю  играть  в  Пале-Рояле ваши смешные комедии, но ничего  более... Лишаю вас покровительства короля.» 

У Мольера множество пьес и все они «смешные комедии», серьезные претензии у духовенства только к «Тартюфу», поэтому запрещение играть одну пьесу выглядит каким-то несерьезным, ведь в сущности король не применяет особых мер, а выставляет свое требование, чтобы успокоить  церковников. 

Много прочитала о пьесе и спектакль понравился. Чувствую, пора остановится с описательной частью. Рекомендую к просмотру. 

Огромное спасибо за приглашение сообществу «Люблю Москву» и за постановку театру.

Подробнее о репертуаре и жизни театра можно узнать на сайте Театра Российской Армии, в группах театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм, а также видео-канале на Youtube 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded