elena_shmyreva

Categories:

Любовь на берегах Нила

Я не слишком музыкальный человек. В том смысле, что имею весьма отдаленное знакомство с оперными произведениями. Конечно, две-три оперные арии могу отличить, но по большей части опера для меня «Terra Incognita». Благодаря сообществу «Люблю Москву» в этом сезоне отправилась вторично на знакомство с этой землей.  На этот раз выбрав места не только отдаленные территориально, но и исторически. Ведь действие оперы «Аида» Джузеппе Верди происходит в древнем Египте. 

Постановка в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко была осуществлена Петером Штайном в 2014году. Как пишется на сайте театра у режиссера была задумка: «соблюдать все авторские указания, чтобы "Аида" из пышного шоу вновь  стала тем, чем она была задумана – интимной психологической драмой».

Но от масштабов Египта уйти тяжело. Возможно декорации не столь пышны по сравнению с иными постановками (после просмотра глянула на YouTube запись из  San Francisco Opera), но на меня они произвели впечатление могущественных строений вполне в духе египетских пирамид. Следует заметить, что смена декораций следует в каждой сцене. Мы видим дворец фараона в Мемфисе, Храм Вулкана, покои Амнерис, ворота Фив, берег Нила и в последней сцене двухуровневое пространство храма бога Ра.

И на фоне этой древней архитектуры разворачивается трагедия любви прекрасной Аиды — ныне рабыни, а когда-то эфиопской принцессы — и начальника дворцовой стражи Радамеса. Счастью влюбленных не суждено сбыться, не только в силу их нынешнего социального статуса, но и потому, что хозяйка Аиды — дочь фараона красавица Амнерис —  сама увлечена Радамесом.  Амнерис замечает взаимные чувства и пытается всячески им помешать. Дело усугубляется тем, что в плен попадает Амонасро — отец Аиды и предводитель эфиопов, которые ведут борьбу за независимость с египтянами.  Он обращается к дочери с просьбой выведать у Радамеса пути не защищенные египетскими войсками, с тем чтобы пленные соотечественники могли устроить побег.  Аида стоит перед выбором, что делать. Ведь выведать информацию — это подставить любимого, а не выполнить просьбу отца — предать свой народ. Аида убеждает Радамеса, что в этих краях они не смогут построить свое счастье и предлагает бежать. Увлеченный надеждой, Радамес  говорит, каким путем им лучше пройти, чтобы не встретить армию египтян.

Влюбленный полагает, что разговаривал только с любимой, но тут появляется ее отец Амонасро, и Радамес понимает, что невольно стал предателем. Теперь он вынужден бежать с ними. Но подслушавшая их Амнерис уже зовет стражу, и Радамес сдается жрецам.

Суд жрецов жесток. Радамес будет заживо погребен. Аида не хочет жить без возлюбленного и тайно проникает в склеп, где должен быть замурован Радамес. Теперь они вместе навсегда.

Такая вот история. Это не просто фантазии либреттиста. В качестве исторической канвы Верди взял четырехстраничный набросок сюжета, написанный египтологом Мариеттом Би на основе перевода древнеегипетских папирусов, и вместе со своим французским другом Камиллом дю Локлем развил его в либретто четырехактной оперы.

Вернемся от сюжета и истории создания к постановке. На мой взгляд «интимной психологической драмы» при таком повороте событий быть не может. В любовный треугольник слишком явно оказывается замешана тема долга и предательства. В тот момент, когда Аида пыталась убедить Радамеса последовать с ней и указать безопасную дорогу, в моей памяти возникла прекрасная панночка из Тараса Бульбы...какие шутки с нами играют воспоминания... Но угол зрения можно поменять, и вот уже отважная разведчица пытается выведать у врага необходимую информацию. В общем, сложно это выбирать между просто любовью и любовью к Родине. 

На Родине есть красивая сладкоголосая Амнерис, в этой роли выступила Лариса Андреева, а тебя зовет сирена Аида в исполнении Елены Гусевой. Голоса сопоставими по красоте и силе, не понимаю, как Радамес мог кого-то предпочесть.  Пение Аиды для меня ощущалось водопадом в жарких раскаленных стенах дворца, но и от меццо-сопрано Амнерис веялось свежестью и прохладой.  Тенор Радамеса в исполнении Нажмиддина Мавлянова лиричен в разговорах с любимой, но так же в нем есть мужественные маршевые интонации, когда он выступает как предводитель войска. 

Впечатлил хор, разделенный на три группы, который поддерживал либо верховного жреца Рамфиса, либо Амнерис, либо Аиду. Самая горячая поддержка, на мой взгляд, была у жреца, ведь именно жрецы обладали в те времена реальной властью. Роль Рамфиса исполнял  Дмитрий Ульянов. Он был мощен и монументален, как и его замечательный бас. Властью обладает и фараон — отец Амнерис, наверное, именно поэтому Верди также эту партию написал для баса. В постановке роль фараона пел Роман Улыбин. 

Менее значим по положению в обществе Амонасро — родитель Аиды. Он царь эфиопов, но в данный момент он пленник, а следовательно голос его не так могуч.  Андрей Батуркин  со своим баритоном отлично воплощает образ страстного, волевого, но слегка однопланового патриота родины. Аида для него, в первую очередь, источник информации и средство проникнуть в планы врага, и уж потом родная кровь. Все исполнители прекрасно смотрятся на сцене.

Про разборчивость исполняемого ничего не скажу. Пели на итальянском, я языка не знаю. Для таких, как я не полиглотов, над сценой расположен экран со строкой перевода. В чём, на мой взгляд, преимущество такого варианта: окунаешься в поток мелодии и образов на сцене и чувствуешь вещь как-то по иному, глубже что ли.  

О, и теперь я не забуду, что Триумфальный марш — это из Аиды (до просмотра думала, что ни с одной мелодией этой оперы не знакома).

Еще раз, спасибо огромное сообществу «Люблю Москву» и лично turandot5  за приглашение. Театру за постановку. Оркестру под руководством Феликса Коробова за прекрасное звучание.

Больше информации о театре и его репертуаре можно получить на сайте МАМТа и страницах театра в  Фейсбук Инстарам ВК

 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded