elena_shmyreva

Categories:

Летите, топоры, летите

Прошла серия восторгов, началась серия разочарований. В театре Мюзикла смотрела рок-оперу «Преступление и наказание». Приятная музыка Эдуарда Артемьева, сильные голоса, хорошо  рифмованные тексты Юрия Ряшенцева, отличные декорации, но при этом беспросветнее Достоевского. Возможно, мелодии из этой оперы будут насвистывать поклонники, и какие-то арии распеваться в концертном варианте, но общее впечатление от постановки Андрея Кончаловского, увы... Попытка перенести действие в наши дни обернулась большими проблемами с общим посылом произведения. Для себя постановку назвала «Черная-черная сказка». 

ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

От Федор Михайловича сохранили только имена, да и то не все. Очень много действующих лиц и сюжетных линий обрублено. И в остатке — сильное искажение мотивов поступков и ни одного положительного героя. У Достоевского преступление происходит практически в завязке романа, а дальше идут попытки Раскольникова убедить себя, что все было сделано верно, его моральные страдания и являются наказанием. У него есть поддержка в виде родственников: сестры Дуни и матери; приятеля Разумихина. Даже пытающийся вывести на чистую воду с иезуитскими замашками следователь Порфирий Петрович, по большому счету, проповедует идею чистой совести, а не просто голого закона. Ну, и конечно основную опору и очищение Родион Романович пытается обрести в жизни с верой в Бога, которую демонстрирует Соня Мармеладова. 

В рок-опере все по другому. Сестры нет. Разумихин — невнятный приятель  по студенческим пирушкам. Порфирий — мент, погрязший во взяточничестве, покрывающий прибыльный сутенерский бизнес, способный прижать только не способного постоять за себя человека. А помните, у Достоевского какой-то убогий малый пытался взять на себя вину за убийство, чтобы «пострадать»? Тут тоже быстро находят случайного бедолагу, но из него ВЫБИВАЮТ признательные показания. 

ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

И свет очей Федор Михайловича — Сонечка. Она у папы Мармеладова ОДНА. Вот нет Катерины Ивановны ее мачехи, и маленьких братьев и сестричек. Соня выходит на панель, чтобы  обеспечить отца выпивкой. Всё! По другому денег заработать не может. Ни о каком Боге она слыхом не слыхала, слегка накатить — это пожалуйста. Влипает в историю, в результате которой старуха-процентщица = престарелый трансгендер = глава преступной структуры, контролирующая проституток на районе,  отбирает у нее паспорт. Вот Сонин паспорт и пытается добыть Раскольников, убеждая себя, что для благого дела можно и топором воспользоваться. Как вам такие мотивы?

ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

Студент из Раскольникова странный. Он и у Достоевского слегка не в себе, а тут как будто постоянно под препаратами. Ему регулярно снится сон про лошадь. Это, пожалуй, единственная, почти не искаженная тема романа. Как сон приснится, вспоминает мать и хватается за писание, с трудом разыскивая книгу среди настольных (зачеркнуто) подкроватных книг: Ленин, Че Гевара, Майн Кампф... (Наполеон — это старье).  Ни друзей, ни веры, ни работы, ни учебы, н и ч е г о. Сонечка тронула душу, ради нее готов «раздавить мерзкое существо» старуху. Почти всё действие спектакля мучается вопросом: убивать — не убивать. В конце концов совершает убийство, и достаточно быстро сознается. 

ФОТО С САЙТА ТЕАТРА

И начинаются тюремные баллады. Не любовь к Богу, а просто любовь, по мнению постановщиков, может спасти убийцу и блудницу. Занавес. Сказка, честное слово.

За приглашение спасибо сообществу Люблю Москву. За правдоподобную своей безысходностью, но имеющую весьма опосредованное отношение к Достоевскому историю Московскому Театру Мюзикла.

Подробнее о театре и других спектаклях репертуара можно узнать из групп театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме и видео-канале на Youtube

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded