elena_shmyreva

Categories:

АНТИГОНА в театре 'СТУДИЯ. project'

Я совсем недавно познакомилась с историей Эдипа, а тут продолжение. Ведь все главные герои повествования — дети несчастного богами проклятого царя:  девушка с именем, похожим на звук натянутой тетивы, АНТИГОНА; ее сестра Исмена (по поступкам ей больше подходит Измена); братья Этеокл и Полиник. 

Что занимало людей три тысячелетия назад? Мифы и древние авторы повествуют нам об этом. Софокл один из тех, кто оставил богатое наследство в виде трагедий, основанных на событиях, истории о которых волновали его и его современников.  Критиком Аристофаном Византийским Софоклу приписывается более 100 драматических произведений. Была ли это жажда остаться в памяти потомков или желание сиюминутной славы и денег, можно только гадать. Богатый багаж, оставленный греческим драматургом, до сих пор дает работу профессиональным исследователям-историкам, переводчикам, современным писателям и, конечно, режиссерам и артистам.

В театре 'СТУДИЯ. project' режиссер Алексей Доронин поставил «Антигону», не Софокла, а Жана Ануя.  Реплики иные, некоторые изменения в сюжете, но основной смысл сохранен: закон совести может и способен противостоять государственному закону. И личный выбор поступков каждого индивидуума зависит исключительно от внутренних моральных принципов. 

В соответствии со своим мировосприятием действует правитель Фив Креонт (дядя вышеупомянутых Антигоны, Исмены, Этеокла и Полиника). Его цель — сохранить государство. Поэтому неудивительно, что он принимает закон, карающий всех, идущих против родного города. Под карающую силу закона попадает племянник Полиник, решивший собрать войско и поднять меч на брата Этеокла, на тот момент царя Фив. Это произошло, потому как последний отказался соблюдать предварительную договоренность — править попеременно. В битве за трон погибают оба брата. Стоявшего за родные Фивы нарушителя клятв Этеокла с почестями хоронят. В то время как тело Полиника, павшего от руки брата, распоряжением Креонта должно остаться не погребенным в назидание всем, кто впредь решиться на подобные предательские действия. 

Вот вокруг этого не захороненного трупа и развертывается действие трагедии.

Историю о причинах конфликта братьев прочитала уже после постановки, потому как из постановки, к сожалению, это было не ясно. У Ануя как-то вскользь, видимо считает, что это должен знать каждый. Имя Полиник произносится часто, а вот Этеокл упоминается хорошо если пару раз.

 Антигона считает, что кара, наложенная указом Креонта на труп Полиника, слишком высока и противоречит законам богов. Она самостоятельно пытается произвести обряд захоронения. Вера в правильность собственных действий дает ей силы признаться в совершенном и с достоинством принять, на мой взгляд, не соответствующее уровню проступка решение правителя о казни.

Противостояние воли отдельного человека и государственной власти; выбор решения и умение ему следовать; верность собственным убеждениям и невозможность ими поступиться, куда это может привести; где граница между упорством и упрямством; и, наконец, насколько долговечна память о лицах, что когда-то вершили историю — все это темы спектакля «Антигона». 

Так долго распространяюсь о сюжете, поскольку само действие не слишком захватило. Трактовка Ануя начинается с введения действующего лица ХОРа.  Это действующее лицо знает, что было, что будет, чем сердце успокоится, чем дело кончится. Оно ведет трагедию и руководит действием. Догадываетесь, кто взялся исполнять эту роль?.. Да-да, роль взял на себя режиссер. Как тут не вспомнить Борхеса: «Всевышний направляет руку игрока. Но кем же движима Всевышнего рука?».  

Диалоги Ануя жизненнее и понятнее, чем у Софокла. Но в то же время, следуя современным законам жанра, Ануй слегка запутывает действие, уводит из одномерного прямолинейного повествования в многоуровневую шараду. 

В театре эту шараду решили своими средствами: Креонт — олицетворение тоталитаризма, а посему и он , и все представители государственной власти, включая кормилицу, в военной форме с лихо вскидываемой в узнаваемом приветствии «хайль» рукой. Лишь Антигона осталась босонога и едва одета.

В древнегреческих трагедиях одним трупом редко обходятся: родственники, услышав о смерти близкого, часто решают уйти за ним вслед. Все второстепенные жертвы повествования: жених Антигоны Гемон (он же сын Креонта) и мать жениха  Эвридика (она же жена Креонта) - у Ануя упоминаются лишь вскользь в отличие от Софокла, где рассказам о том, как кто принял смерть отводится не одна  строфа. 

Постановка не произвела на меня вау-эффекта, но заставила перечитать две версии драматического произведения. Поняла, что и Ануя переиначили. Но, думаю, что он бы это принял. Ведь не зря же он декларировал устами Хора:  «Понимание заключается не в том, чтобы разгадать тайну,  но в том, чтобы  ее принять,  и насладиться жизнью, и жить с нею - жить ею самой, жить благодаря ей».

Спасибо за приглашение сообществу Москультура, и блогу tushinetc, а также сайту проекта Москультура и Театру «Студия. Project».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded