elena_shmyreva

Category:

Циники. Et Cetera

Роман Анатолия Мариенгофа «Циники» странным образом набирает популярность в театральных кругах. Вещь формат которой сложно соотнести с драматургическим произведением. Возможно, именно это является своеобразным вызовом режиссерам, заставляющим их браться за постановку.

В театре Et Cetera у режиссера Полины Золотовицкой, на мой взгляд, получился сокращенный пересказ романа. Роман о трагической любви в эпоху революционных потрясений. Главные герои Владимир и Ольга — молодые люди, получившие образование при старом режиме и не видящие своего места в том мире, который пытаются строить Советы. У Владимира есть старший брат Сергей — большевик, у Ольги младший - недоучившийся гимназист Гога, считающий что честь и долг на стороне Белого движения.

В театральное действие включены не только реплики героев, но и многие авторские описания «я коснулся ее пальцев, она взглянула в зеркало..» и т.п. При этом из телетайпно-газетной части романа оставлены в основном те сообщения, что относятся к ужасам, связанным с голодом. Как мне показалось, идеологическая составляющая поступков героев, таких как Гога и Сергей потерялась, да и мотивом неверности главной героини Ольги становится не ее нарастающее равнодушие к собственному мужу и вседозволенность холодных времен, а все тот же голод. Женщина хочет хорошо питаться, и ее тянет к тем, кто ее сможет накормить и согреть. Один из мотивов — да, но не сказала бы, что у Мариенгофа он единственный. Сами актеры, занятые в центральных ролях Ольги и Владимира, не выглядят жертвами недоедания.

В целом о постановке: все очень неплохо, но мне не хватило цинизма в игре Ольги (Елизавета Рыжих). Слишком мягко она вела свою партию. Не хватило любви во Владимире (Евгений Шевченко), особенно в сцене с Докучаевым (Александр Жоголь) — очередным временным избранником Ольги. Не чувствовалось ревности и боли за любимую женщину, казалось, что супруг нисколько не в обиде на свое положение, а лишь пользуется теми преимуществами, которые дает близость к богатому покровителю жены. Не было во Владимире «сегодня ночью я плакал от любви... от счастья я потеpял сон...любовь раскроила мою физиономию от уха до уха», не было и поражающей воображение эрудиции, проявляемой в разговорах про стратегию и традиции боевых действий с братом Сергеем. Всё какое-то несколько облегченное и усеченное по сравнению с романом. Спектакль начинается с трагического конца и, пройдя по всем значимым событиям, закольцовывается финальным выстрелом. 

Что понравилось: декорации! Пустые книжные полки — для читавших роман это яркий и очень точный знак. Замечательно поданный образ Марфуши. Как в повествовании Мариенгоф не дает нам увидеть ее лица, так и на сцене мы видим одни только икры и пятки — для меня стопроцентное попадание. И роскошный сверкающий занавес, относящий ко временам НЭПа, нарядов и эстетики тех дней.

И еще из положительного. «Циники» четвертый по счету спектакль, виденный мной в Et Cetera, и первый из четырех, нашедший отклик в душе. Почему ходила в театр, постановки которого не впечатляли? Вот, как с Модерном, само здание и зал такие уютные, что тешишь себя надеждой, а вдруг в этот раз все сложится. Не на все 100%, но на 80% удовлетворение получила. 

На заметку: «Циники» идут в малом зале, спектакли в котором обычно начинаются в 20 часов. Поимела час лишнего времени из-за собственной невнимательности.

Благодарю за приглашение на спектакль Сообщество московских блогеров moskva_lublu,  а Театр Et Cetera за постановку.

Подробнее о жизни и планах театра можно узнать на сайте театра Et Cetera и его группах в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube

Фото с сайта театра

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded