elena_shmyreva

Categories:

Элинор и ее мужчины. ЦАТРА

Постановки на исторические темы всегда побуждают во мне желание узнать,  а как всё было на самом деле. Не был исключением и спектакль ЦАТРА «Элинор и ее мужчины», поставленный Александром Бурдонским по мотивам пьесы Джеймса Голдмэна «Лев зимой». Вещь о временах правления Генриха II, первого из рода Плантагенетов, занявшего английский престол.

Как и большинство драматургов Голдмэн дает свой вариант развития событий. В действительности у старинушки Генриха II было не три сына, а целых пять сыновей. Но проблемы наследования и передачи престола стояла серьёзно. Были там и недоверие, и заговоры братьев друг против друга, и совместный заговор против отца. Не обошлось тут дело без королевы-матери  Элинор, ведь не просто из-за усталости от брака Генрих заточил ее в Винчестере.

А вот кому из сыновей кто из родителей симпатизировал, Голдмэн сильно нафантазировал. Ричард оказался главным претендентом на престол после смерти своего старшего брата Генриха Молодого, которого отец короновал при собственной жизни, когда тому было всего 15 лет. Генрих Молодой номинально процарствовал целых 13 лет, хотя никогда не правил самостоятельно.  Это его угнетало и оскорбляло, поэтому он предпринял попытку заговора против отца, которая вылилась в гражданскую войну. В возрасте 28 лет дизентерия унесла его жизнь. Тут и появился Ричард, из истории нам  знакомо это  имя с приставкой «Львиное сердце». По пьесе он один из трех претендентов на английский престол, причем за него выступает мать Эленор Аквитанская, в то время как отец почему-то хочет провести в короли своего любимчика младшего сына Джона. Что он нашел в этом неуравновешенном подловатом с противным тонким голосом юноше остается загадкой, может взамен Генриху Молодому будет новой марионеткой в руках у папы? А возможно это было просто желанием позлить свою супругу и потягаться с ней в искусстве интриги. Ну, а кто тут главный интриган, вы вероятно поняли по названию.

Действие неторопливое и тяжелое, как доспехи, которые носили в XII  веке. Что отличает от тех времен, так это то, что тогда молва  не навешивала ярлык мужеложца на Ричарда.

Отец с матерью ведут свою шахматную партию, а плохо разбирающиеся в хитросплетении планов сыновья мечутся от одного родителя к другому, в попытке извлечь личную выгоду. Огня в ситуацию подливает недавно коронованный французский король Филипп II, которому не нужно сильное государство вблизи собственных границ. Он готов дать войско любому, зная, что междоусобица в Англии в его интересах. Такая вот «истерическая» ситуация.

Сыновья договорились до совместного заговора против отца. Папа, узнав об этом, измышляет планы: раз детки такие неудачные, то не жениться ли еще разок. Новая жена родит новых сыновей. Прям по старому анекдоту — зачем этих отмывать?

Претендентка в новые супруги прагматична. Она прекрасно понимает, чем грозит ей и потенциальному наследнику такое предложение. Случись что с королем, она и ее дитя будут немедленно убиты. Поэтому ее ответ: она станет королевой, только при условии умерщвления всех старших претендентов, их заточение её не устраивает. Если же король этого не сделает, то она сколь угодно долго готова оставаться его любовницей, но официальный статус жены ее не интересует.

Чем дело кончилось, можете узнать посетив спектакль ЦАТРА.

Все артисты отлично вписываются в свои роли. Сергею Колесникову высокопоставленных англичан играть не привыкать, видела его в роли премьер-министра Елизаветы II в спектакле «Аудиенция». Тут титул повыше. Но в далекие времена Генриха II было меньше этикета, а больше личного участия, решительности и харизмы. Всё это у артиста есть, и ему несложно это демонстрировать.

Роль воинственного Ричарда досталась Игорю Марченко, хитрого и изворотливого среднего сына Джеффри исполнил Денис Кутузов, а младшенького любимчика отца Джона — Денис Дёмин.

Претендентка на роль новой королевы, а на показанный момент молодая любовница Генриха  — Элис имела фигуру и лицо Ольги Герасимовой.

С 2011 года роль королевы-матери Элинор принадлежит приме театра Людмиле Чурсиной. Годы заточения в Винчестере не прибавили ей здоровья, но не смогли лишить стати и внутреннего стержня. Сжигающая душу ненависть-любовь к суровому неверному мужу и материнский инстинкт придают сил в интеллектуальных схватках с супругом.

Ох, уж эта борьба за власть. Столько нервов и здоровья, но потомкам интересно.

Огромная благодарность  за приглашение  сообществу moscultura проекта МосКультура, и за  постановку театру.

Подробнее о репертуаре и жизни театра можно узнать на сайте Театра Российской Армии, в группах театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм, а также видео-канале на Youtub

Фото мои с просмотра 13.02.2020

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded