elena_shmyreva

Category:

Сказки Венского леса. Театр Маяковского

Вы, вероятно, перечитывали во взрослом возрасте «Красную шапочку» и «Мальчика-с-пальчика» и, как  и я, удивлялись, как такие произведения могут называться «добрыми сказками». Несколько совершенно не сопоставимых с современными понятими о гуманизме поступков второстепенных героев, и получается какая-то страшилка.

Вот и австрийский драматург Эдён фон Хорват, рассказывая свои «Сказки Венского леса», определяет жанр как «фольксштюк» — народную пьесу. Театр Маяковского в своем анонсе употребляет термин «сатирическая драма».

На момент написания пьесы в 1931 году финал возможно и выглядел иронично-мелодраматическим. Все подружки по парам: девушка Марианна, сбежавшая из-под венца от основательного, но скучного жениха владельца мясной лавки Оскара, намаявшись годик со своим избранником Альфредом, возвращается к первому. Альфред — симпатичный балабол, способный на демагогию да зарабатывание денег на скачках, после года семейной жизни, решает возобновить отношения с давней немолодой любовницей, покровительствующей его интересам — владелицей табачной лавки Валерией.

Все почти хорошо, если бы не неожиданная смерть ребенка Марианны, которого она родила в греховном браке с Альфредом. Двухмесячного малютку оставили на попечение матери и бабушки Альфреда, живущих за городом.

Матушка еще ничего, а вот бабка  — 80-летняя старуха старой закалки, считающая правнука «ненужной обузой и ублюдком». Бог дал, бог и взял. Она решает помочь внуку и богу, и ставит коляску с малышом на сквозняк. Такая  вот сказочка.

Неожиданность подобного «жизненного» конца вызвала воспоминания о пьесах Чехова, судьба Марианны уж очень напоминает судьбу Нины Заречной. Но та хоть не в совсем пустого человека влюблялась, а тут...

Мне действительно было непонятно это увлечение. Альфред в исполнении Вячеслава Ковалева предстает балагуром и весельчаком, но никак не сексуальным красавцем, в которого влюбляются с первого взгляда. Выбор артиста на роль главного героя поставил в тупик. Сразу и нежная молодая Марианна (Анастасия Дьячук) выглядит упёртой особой: он мне нравится, буду жить с ним. А чему там нравиться?

Альфред (герой-любовник)
Альфред (герой-любовник)

Жених Оскар (Алексей Сергеев), как и должно быть, невыразителен и малозаметен. После разрыва помолвки с Марианной ведет себя совершенно не по-австрийски, а по-русски: ищет утешения в бутылке. Этот момент мне показался неправдоподобным.

Оскар (жених) и Валерия (владелица табачной лавки)
Оскар (жених) и Валерия (владелица табачной лавки)

Прекрасная табачница Валерия получилась у Юлии Силаевой. Женщина, знающая чего хочет, не боящаяся рисковать. Интеллигентная и одновременно развязная авантюристка, не комплексующая по поводу своего возраста. У кого-то есть молодость, а у нее есть деньги. Она так долго за прилавком, что знает: жизнь — это товарно-денежные отношения. Уйдет один, придет другой. Иллюзий по поводу любви в ее голове давно нет, но мужские ухаживания, как и всякой женщине, ей приятны.

Очень разноплановым вышел у Сергея Рубеко владелец магазина игрушек отец Марианны г-н Цауберкениг. Он и теряющий собственные подтяжки, нуждающийся в заботе дочери отец; он и упрямый, непримиримый деспот после разрыва одобренной им помолвки; он и предвкушающий радостную встречу с внуком дед после примирения с дочерью.

г-н Цауберкениг
г-н Цауберкениг

Все смотрелись очень достойно. Но повторяюсь, главным камнем преткновения для меня были внешние данные Альфреда. Именно это, как мне кажется, не дало в целом сложиться постановке.

Музыка та, что прописана в пьесе Хорвата — Штраус. Контрастирующая легкостью мелодий с совершенно невеселым драматургическим действием.

И чем восхищаюсь в очередной раз на малой сцене, так это декорациями. На большой сцене декорации такого восторга не вызывают, а на сцене зала Сретенки — просто замечательно. Ряд торговых лавочек, выполненных с потрясающим натурализмом. 

Подведу итоги. После спектакля прочитала пьесу, заметила незначительные купюры, сокращающие обличительно-политическую тематику, но сокращений хотелось бы больше. Первое отделение  ощущалось затянутым. Играли хорошо, но у меня не сложилось с внешностью главного героя. И неожиданная драматургическая нота — смерть младенца — не просто добавила драматизма, но и столкнула действие в эмоциональную пропасть. Издевательски не пропасть (каламбур) в ней помогает протягивающая руку помощи музыка Штрауса.

Огромная благодарность Московскому академическому театру имени Владимира Маяковского за постановку. Спасибо за приглашение проекту Москультура, сообществу moscultura и блогу tushinetc

Фото мои на телефон с поклонов 28.02.2020г

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded