elena_shmyreva

Category:

На посадку. Театр Антона Чехова

Варианты постановок «по мотивам классики» видела уже не один раз. То в театре Луны как бы девушки как бы стрип-клуба решают сыграть Гамлета, то в театре на Юго-Западе бродяга-поэт, собрав обитателей подземного перехода, пытается поставить с ними «Два веронца». В театре Антона Чехова дело завязано на снах в аэропорту. Случайные попутчики главного героя становятся действующими лицами его снов. А сны эти удивительным образом совпадают с пьесой Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Подобный вариант подачи материала во многом развязывает режиссеру руки, да и актерам проще. Можно не учить роль слово в слово, ведь это «по мотивам», то есть допускается вольность трактовки.

Вот называет тетушка Мамаева своего дальнего родственника проходимца Глумова красавцем. Мы-то видим, что не Аполлон. Но если взять за постулат, что всё это Глумову снится... то кто себя во сне не ощущал суперменом и покорителем женских сердец. И слова Клеопатры Львовны ласкают его внутренне смеющуюся душу.

Общий сюжет весьма близко передает линию повествования Островского. Пронырливый небогатый, но амбициозный молодой человек решает войти в круг светских лиц. В ход идут родственные связи, лесть, хитрость, умение плести интриги и моральная нечистоплотность. Хотя всё это прикрывается высокими словами о желании творить добро и оправданиями, что на своем нынешнем месте это неосуществимо. Только поднявшись по светской лестнице и заняв определенное положение, ты сможешь выполнить задуманное и к тебе будут прислушиваться.

А чтобы никто не сомневался в чистоте помыслов, главный герой решает вести дневник. И конечно, эти честные, но шокирующие откровения становятся достоянием гласности. Карточный домик, построенный с таким трудом, в одночасье рушится.

У Островского в финальном монологе Глумов, обращаясь к обманутым им покровителям, говорит: «Но я вам нужен, господа!...» В постановке этих слов нет. Мою подругу это сильно задело, а мне показалось логичным. Перенос действия в зону аэропорта не предполагает новых встреч со случайными попутчиками, это во-первых. А во-вторых, в наши дни девальвировалось отношение к человеческим связям. Мало кто кому нужен. А если и нужен, то на очень короткий срок. Клиповость сознания, клиповость отношений.

Мимолетом встретились и разбежались, каждый понесся по своему маршруту. Но когда встретились на сцене, вполне правдоподобно перевоплотились из разноликих и разнохарактерных пассажиров в героев фантазий Глумова.

Почему ему приснился Островский? Была бы в руках пьеса Грибоедова, носил бы молодой человек фамилию Молчалин. Характер- калька. Только Молчалин, как оказалось умнее, компрометирующих себя дневников не вёл.

С артистами всё было прекрасно. Отлично передавали образы героев.

Иван Добронравов, исполнявший роль Глумова, с нынешней прической, как уже упоминала, на красавца не тянет, но оправдание нашлось, хотя хотелось бы, чтобы отрастил шевелюру, и тогда всё бы встало на место без дополнительных оправданий.

Очень понравился Геннадий Хазанов в роли Крутицкого — липкий сластолюбец, тянущий руки к симпатичным женским ножкам.

Небольшая роль шантажиста Голутвина досталась Александру Юшину, но он сумел сделать ее достойной и яркой.

Из всех героев не сложилось только с Манефой. Появляется особа, вся такая в цыганском наряде, как будто вышедшая из кадра фильма «Ах, водевиль, водевиль». Но вместо того чтобы запеть «Ежедневно меняется мода...» или «Очи черные», начинает зачитывать рэп. Я к этому жанру нормально отношусь, но тут мне он показался притянутым за уши, хоть слова были в тему. 

Прекрасны были и дядюшка Нил Федосеич Мамаев в исполнении Бориса Дьяченко, и его супруга Клеопатра Львовна в исполнении Дарьи Поверенновой. Запоминающимися получились Софья Игнатьевна Турусина (Галина Данилова) и Иван Иванович Городулин (Борис Хвошнянский).

Огромным достоинством постановки считаю сочные образы, созданные актерами, и такую расстановку акцентов, что вещь, написанная более чем полтора века назад, выглядела современной и смешной.

Огромная благодарность  за приглашение  сообществу moscultura проекта Москультура, а за постановку Театру Антона Чехова.

Подробнее о репертуаре театра можно узнать на его официальном сайте, а также в группах социальных сетей : Фейсбуке, ВКонтакте, в Инстаграмме.

Фото мои на телефон с просмотра 07.03.2020

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded