elena_shmyreva

Categories:

Толстая тетрадь. Студенческий спектакль 3 курса ГИТИСа. Мастерская О.Л.Кудряшова

Часто хожу на театральные постановки, не знакомясь с первоисточником. Так и книгу Аготы Кристоф «Толстая тетрадь», признаюсь, не читала. Литература, которая несмотря на всю силу и глубину, мне не близка. Думаю, что отложила бы спустя десяток страниц. А вот со спектакля не убежишь. И сделано все тонко, чтобы не пугать зрителя. Темы жестокости и натурализма утончены и эстетизированы. Тонкое прозрачное повествование чем-то похожее на скелет, перекликающееся с черно-белой анимацией, дополняющей действие, вызывает смешанные чувства. Подобные эмоции испытывала после прочтения энергетически близкого «Парфюмера» Зюскинда и просмотра спектакля по пьесе Валерия Шергина «Колбаса.Фрагменты». Тематически не близко, хотя... Во всех произведениях речь идет о глубинной жажде любви и страданиях, без которых человеческие существа, кажется, не могут. Вбивание гвоздей в собственные ладони, желание причинить боль себе и окружающим.

Это очень сильно. Повествование идет от лица двух близнецов, которые описывают свою жизнь —  жизнь биологичную. Они не говорят о чувствах, а повествуют о своих поступках и поступках окружающих.

Два маленьких щеночка превращаются в двух волков. Закономерная цепь событий ведет к этому. Объяснимый с житейских позиций поступок матери — отвезти мальчиков из голодного разрушенного войной города в деревню к бабке — оборачивается первым шагом в этой цепи. Бабку за крутой нрав и нелюдимость соседи воспринимают как ведьму. К внукам старуха не ласкова. Тут и характер, и давняя обида на дочь, которая уехала десять лет назад, и всё это время не подавала вестей. Из краткого диалога двух родственниц, понимаешь, что мальчикам на момент начала действия не более десяти лет. И с этой суровой женщиной близнецам предстоит провести все военные годы. Им надо учиться сопротивляться голоду, самим добывать себе пропитание, не верить словам о любви, а верить только друг другу.

Человек ввел понятия добра и зла, у зверей этого нет. Дети превращаются в зверьков, готовых укусить за палец любого, включая и старуху. Они научились убивать и мучить. Их еще можно погладить, но уже нельзя приручить. В условных друзьях у них лишь подружка убогенькая «Заячья губа». Жизнь ее обрывается «счастливо»: она хочет быть любимой и дарит свою любовь слишком многим. Тело не выдерживает конвейера жаждущих утоления плотского голода освободителей. Подобными яркими эпизодами заполнена «Толстая тетрадь».

Что такое любовь и предательство? Вопрос не ставится напрямую, но именно к нему явно подталкивает повествование.

После совместно прожитых с бабкой лет мальчики отказываются покинуть ее с вернувшейся за ними матерью. Да и суровая бабка привязывается к внукам. Кто кроме них сможет выполнить ее последнюю просьбу —  дать молока с ядом, если ее разобьет паралич. Мальчики привыкли к смертям, и для них помощь в желаемой смерти — норма.

«Толстая тетрадь» — спектакль-испытание. Очень изящно сделанный с прекрасными актерскими работами, поднимающими такие непростые темы. Минимализм декораций. Стол, превращающийся в лавку, печь, постель. Пробегающие по черным стенам  анимационные детские рисуночки: выбеленные скелеты тараканов, рыб, людей с оторванными головами . 

Минимализм даже в отношении действующих лиц. Им не оставили имен, только ярлычок с названием роли в этой драме. 

Символично —  в начале на белом полотне расползающаяся и заливающая всё черным точка и в конце — прямая противоположность — истекающий на черный экран и ведущий в иную реальность свет.

Огромное спасибо всем принимавшим участие в постановке. И, конечно, режиссеру-постановщику Татьяне Тарасовой щедро поделившейся приглашением.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded