elena_shmyreva

Русский авангард. Оттепель. Театр МОСТ

Две творческих волны объединила постановка Театра МОСТ «Русский авангард. Оттепель». Очень созвучные, ранее игравшиеся отдельно друг от друга, два проекта 27 января были объединены в одно представление. Два мульти-жанровых портрета времени кисти режиссера Георгия Долмазяна.

Первый портрет, первая волна выносит нас к дверям литературного кабаре «Бродячая собака». Юные интеллектуалы, которым мало интересна политика и экономика, но которые восхищаются собратьями по перу. Те, кому подвластно искусство выстраивания замысловатых стихотворных фраз. Кто может, жонглируя словами, виртуозно передавать свои чувства: любовь, боль, негодование. Все те, для кого стихосложение, в рамках визита в литературное кабаре — игра, импровизации и состязание. Игроков достаточно: тут и и Михаил Кузьмин, и Велимир Хлебников, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и Владимир Маяковский, и иные поэты, чьи стихи узнаваемые или не очень звучат со сцены. Подобные шарады заставляют напрягать память, чтобы позже отыскать, что чьему перу принадлежит.

В один исторический момент проживаются миллионы разных судеб. Бывал ли Александр Вертинский в Бродячей собаке, которая просуществовала с начала 1912 года до марта 1915? Он начал свою концертную деятельность в Москве в 1913 году, но он по духу был близок к постоянным посетителям петербургского подвала, да и знал многих лично. Поэтому смотрятся логичными песни Александра Николаевича, перемежающие поэтические выступления и мемуарные воспоминания. Артист Леонид Семенов прекрасно вжился в образ Вертинского, мягкое грассирование  добавляет сходства  манере исполнения музыкальных номеров.

История разворачивается и нас несет в Крым к Максимилиану Волошину. Пожар на его даче в канун 1914 года сумели заговорить и потушить, но страшные события — Мировую войну — никто из людей искусства остановить не в силе. А за войной не менее страшная, сминающая судьбы и ставящая по разные стороны баррикад родных людей революция.

Нет грома революционных побед. Слишком многие оказались ненужными Родине. И вместо победных гимнов звучит умиротворяющий Вертинский: ...Бросьте ж думу свою, Места хватит в раю. Вы усните, а я вам спою. В синем и далеком океане, Где-то возле Огненной Земли, Плавают в сиреневом тумане Мертвые седые корабли..

А после антракта накатывает вторая волна — волна оттепели. И снова радостное молодое братство поэтов: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. И четыре юные девушки Любы широко открытыми глазами радостно смотрят на свою деятельную Родину. Они живут в лучшей стране на свете, так им кажется. 

Но есть и те, кто ясно понимает, что свобода условна. Что существуют условия игры, и если ты пойдешь против государства, то оно прокатиться по тебе железным катком. И если у государства появляются сомнения в лояльности, фигуральное выражение «каток» может превратиться во вполне реальные танки, которыми управляют давшие присягу государству люди. И это уже про упомянутый в постановке 1968 год и Пражскую весну.

Сомнения в правоте действий собственного государства, куда они приводят?

Автор постановки отвечает словами Булата Окуджавы:  Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт  или страшны мытарства. А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),  что люди царства своего не уважают больше.

А чтобы у зрителя все же сохранилась вера не только в туманные райские края, заключительным аккордом звучит песня Окуджавы «Надежды маленький оркестрик под управлением любви».

Это четвертая вещь, которую я увидела в Театре МОСТ. И она показалась мне наиболее масштабной и глубокой. Это и количество занятых артистов, и серьезные темы, затронутые в постановке. Акценты в чем-то для меня спорны, но это позиция режиссера.

Огромная благодарность театру МОСТ за постановку. Спасибо за приглашение СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu, 

Актуальные новости театра МОСТ можно узнать на официальном сайте, а так же в группах театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtub-e

Фото мои со спектакля 27 января 2021

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded